НЕ ОТКЛАДЫВАЙТЕ ДОБРЫЕ ДЕЛА! | Региональная татарская национально-культурная автономия Московской области

Визитная карточка
Ильдар ИЗМАЙЛОВ родился 22 октября 1961 г. в г. Орехово-Зуево. В 1980 г. окончил Горьковское медицинское училище по специальности «зубной техник». В 1980¬1993 гг. работал по специальности в поликлинике №3 Ореховского хлопчатобумажного комбината. В 1993 г. оставил работу по состоянию здоровья. С 1996 г. по настоящее время – индивидуальный предприниматель. С 1997 г. занимается активной общественной деятельностью, является председателем Местной религиозной организации – общины мусульман г. Орехово-Зуево и Местной татарской национально культурной автономии Орехово-Зуевского района. С 2009 г. – член Консультационного совета при главе г.о. Орехово-Зуево по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений. В 2012-2014 гг. – член Общественной палаты г. о. Орехово-Зуево.
Принимал активное участие в организации строительства первой в Московской области Соборной мечети г. Орехово-Зуево и Татарского Исламского культурного центра. Отмечен наградами, в том числе медалью Президента России «1000-летие Казани», медалью Ассамблеи народов России за вклад в укрепление самобытности и единства народов РФ, медалью «За заслуги» от Духовного Управления мусульман Европейской части России, медалью Всемирного конгресса татар, Благодарностями и Почетными грамотами губернатора Московской области, Московской областной Думы, главы г.о. Орехово-Зуево и другими наградами.

История семьи Измайловых типична для многих нижегородских татар, вынужденных покинуть родные дома в 30¬е годы прошлого века. Тогда во всех уголках огромной страны на селе началась коллективизация, сопровождавшаяся раскулачиванием, семьи в одночасье лишались хозяйства и имущества.

Нужда и отчаяние гнали людей из родных мест туда, где была возможность выжить. В основном они перебирались в города, где в связи с индустриализацией значительно вырос спрос на рабочие руки. Для многих нижегородских татар таким островком спасения стал подмосковный город Орехово-Зуево, где еще с ХIХ века жили и работали татары: до 1914 года в Орехове и соседних селениях насчитывалось 257 «магометан». А в предвоенные годы здесь обрели новую родину жители Красной Горки (Сафаджай), Большого и Малого Рыбушкина, Чембилея, Медяны и других сел и деревень Горьковской области (в 1990 году области вернули ее прежнее название – Нижегородская – прим. авт.).
«– Родители моих отца и мамы жили в деревне Малое Рыбушкино Горьковской области», – говорит Ильдар Рашидович. – 30-е годы стали поворотными в их судьбах. То было время начала сталинских репрессий и раскулачивания, пришлось резко менять свою жизнь и покидать свои насиженные места. Много трудностей и испытаний довелось пережить. Все пришлось начинать заново уже на орехово-зуевской земле, но благодаря трудолюбию, силе характера, взаимопомощи со стороны других членов общины переселенцы смогли приспособиться к новым условиям.

– Каким было ваше детство?
– Шумным и веселым – как и у всех мальчишек той поры. Мы жили в старом доме на Новой Стройке. Родители работали: папа, Рашид Сабирович – электромонтером, мама, Асеря Измайловна – в сфере торговли. Мы с друзьями много времени проводили на свежем воздухе, играли, ходили на озеро. О тех годах остались самые теплые воспоминания.

– Почему вы решили стать медиком?
– Дальний родственник отца, живший в Горьковской области, был зубным техником, а его супруга – зубным врачом. Я нередко гостил у них, видел, как работает дядя Ахмедша, слушал его рассказы и под этим влиянием заинтересовался профессией. Начало моей трудовой деятельности совпало с переходным этапом, когда внедрялись новые технологии, материалы. Это была вторая половина 80-х – начало 90-х годов. Специалисты, которые начинали раньше, еще не успели перестроиться и овладеть новыми методами, а новая смена только появилась. Образовался своего рода временный вакуум. Но работать было хотя и непросто, но очень интересно. Зубной техник – это та самая профессия, где профессионализм, репутация, имя нарабатываются в течение многих лет. С высоты сегодняшнего времени могу с большой долей уверенности предположить, что мог бы достойно состояться в избранном деле.

– Вы состоялись как общественный деятель, председатель мусульманской общины и татарской национально культурной автономии, последовательно и неуклонно отстаивающий идею дружбы, уважения и мирного сосуществования разных народов.
– Эти традиционные понятия, а также верность Отчизне, защита Родины заложены в татарском народе. Братья моей мамы – мои дяди – как и другие жители татарской общины Орехово-Зуева, с началом войны ушли на фронт, чтобы единым строем защищать нашу общую Родину. Они прошли дорогами войны, внеся свой вклад в Победу. Названия нижегородских сел наиболее часто встречаются в личных делах ореховских татар – участников Великой Отечественной войны. В Книге памяти погибших ореховозуевцев значится около 200 татарских фамилий.
Родной брат моего деда Сабиров Ахмет-Риза 31 декабря 1941 года был призван на фронт. 15 июля 1942 года он погиб на Калининском фронте. И только по истечении 40 лет его дочь нашла его место захоронения в Братской могиле в деревне Большие Горки Милидовского района Калининской области. Мои дяди, Зуфяр и Хамза Ибрагимовы, жили в Орехово-Зуеве. Они скупо рассказывали о фронтовом прошлом, и все-таки мы знали, как невероятно тяжело далась Победа. Дядя Зуфяр был фронтовым водителем. Дядя Хамза воевал на Ленинградском фронте, был награжден медалью «За оборону Ленинграда». После войны он посвятил себя творчеству, стал членом Союза художников СССР.
По общему числу Героев Советского Союза татары в этом почетном списке занимают четвертое место после русских, украинцев и белорусов.
Великий татарский поэт Муса Джалиль оказался в числе военнопленных в польском концлагере, где создал антифашистскую организацию и вел подпольную работу. В 1942 году фашисты сформировали из военнопленных татар легион «Идель-Урал», чтобы татары воевали с советской армией, но на самом деле бойцы легиона массово дезертировали и усиливали партизанское движение. 23 февраля 1943 года 825-й батальон «Идель-Урала» перешел на сторону белорусских партизан и сражался в их рядах. Гестапо по доносу провокатора разоблачило подпольщиков, в августе 1944 года после жесточайших пыток Муса Джалиль был казнен в Берлинской тюрьме Моабит. Генерал Карбышев, который отказался сотрудничать с фашистами и принял мучительную смерть, был родом из крещенных татар. Александр Матросов, закрывший амбразуру дзота своим телом, по мнению современных историков – татарин Шакирьян Мухаметьянов. Татарин Гази Загитов одним из первых водрузил знамя над рейхстагом в Берлине. Эти и другие имена наряду с именами бойцов всех национальностей нашей Родины стали символами исключительного мужества, стойкости и героизма в борьбе с общим врагом.
И в послевоенные годы мы росли в атмосфере мира и дружбы. Семьи русских и татар жили бок о бок, мы вместе учились, играли, дружили и помогали друг другу. Конечно, между ребятами бывали иногда ссоры. Но, к примеру, Петя с Ильдаром ссорились не потому, что один из них – русский мальчик Петя, а другой – татарин Ильдар, а потому, что они – мальчишки, им так полагается (смеется). Между нами не вставало наше этническое происхождение, родители не задумывались, кто по национальности те дети, с которыми играют их дочь или сын. Главными критериями были порядочность, взаимоуважение и трудолюбие. Многие русские жители Орехово-Зуева того времени неплохо владели татарским языком, уважали татарские традиции, ходили в гости к своим соседям, ели с удовольствием жареные пирожки-перемячи и татарскую колбасу казэ. В этом году на сайте региональной татарской национально-культурной автономии Московской области опубликована замечательная статья известного историка, журналиста, профессора Болонского университета, нашего земляка, Гамэра Баутдинова, где подробно рассказывается об истории орехово-зуевских татар, о славных именах и традициях, о миролюбии, в котором жили русский и татарский народы на одной территории и о вкладе татарской общины в развитие Орехово-Зуева. Свою статью автор так и назвал: «Жить, творить, дружить». Я с детских лет вынес твердую убежденность, что разные народы независимо от этнической принадлежности и вероисповедания могут и должны жить в мире и согласии. Орехово-Зуево – моя малая родина. Где бы я ни был, мое сердце, моя душа остаются с любимым городом. Нигде не чувствую себя так легко, как в тот момент, когда доезжаю до поворота с Горьковской трассы на Орехово-Зуево. Все, я – дома.

– Насколько хорошо свой родной язык знает нынешнее поколение татар, чьи предки когда-то приехали в Подмосковье?
– Знаете, когда в школьные годы я приезжал к родственникам в приволжскую деревню, то за эти недели почти забывал русский язык, потому что там все в основном говорили на татарском. А сейчас картина уже изменилась – большинство татар, даже живущих компактно в селах, говорят на русском. Но все же стараюсь не забывать язык предков. Когда собираемся с друзьями за общим столом, то говорим на татарском, и в какой-то момент я ловлю себя на том, что начинаю думать на этом языке. Я благодарен родителям и судьбе за то, что у меня есть два родных языка: русский и татарский.
Что касается молодого поколения, к сожалению, на них повлияли процессы, когда в обществе этническому происхождению, истории народа не уделялось особого внимания. В первые десятилетия, когда складывалась община, татары не отрывались от своей культуры, продолжали разговаривать на родном языке, чтили традиции. Но постепенно старики, которые являлись носителями основного пласта татарской культуры, языка и традиций уходили в мир иной. Молодежь, которая выросла, получила образование и воспитание в городских условиях, уже не так трепетно относилась к национальным ценностям. В нашем городе не было национальных школ, где преподавался бы родной язык, не было культурных учреждений, в которых сохранился и передавался бы национальный быт. В результате чего выросло целое поколение людей, которое называло себя татарами, при этом не всегда зная родной язык, свою историю и культуру. И все же изначальная историко-этническая общность помогла татарам, второй родиной которых стало Подмосковье, сохранить свою духовность – тот стержень, на котором строится национальная идентичность. Именно в Орехово-Зуеве была открыта первая Соборная мечеть в Московской области. При мечети работает воскресная школа, где одним из предметов является татарский язык. Есть у нас планы по созданию детского сада с этно-уклоном. Активно ведет свою работу Татарско-исламский культурный центр, где проводятся мероприятия самого широкого спектра общественно-политической и культурно-религиозной направленности. За последний год здесь прошли общегородские конференции по проблемам мигрантов и предотвращению экстремизма, а также поэтический вечер, посвященный Мусе Джалилю и другим татарским поэтам – участникам Великой
Отечественной войны. В майские дни проводятся мероприятия, посвященные Победе многонационального советского народа в Великой Отечественной войне.
Одна из наших главных задач – возрождение национальных традиций. Татарская община Орехово-Зуева первой в Подмосковье организовала и провела веселый и красочный народный татарский праздник Сабантуй. Три раза мы проводили этот праздник, также Сабантуй проходил и в других городах Московской области, в этом году он должен пройти в Коломенском районе. В апреле этого года в нашем городе состоялся 9-й Открытый Московский областной фестиваль-конкурс «Музыкальное искусство татарского народа – Подмосковью», посвященный 105-летию со дня рождения выдающегося татарского композитора Назиба Жиганова. В конкурсе приняли участие около 170 человек: дети из более чем 15 городов Подмосковья, из Москвы, а также из Татарстана – Казани, Нижнекамска и Набережных Челнов. Причем среди участников были не только этнические татары, но и дети других национальностей. Таким образом происходит взаимопроникновение и взаимообогащение культур.

– Приближается 100-летие Орехово-Зуево, какие мероприятия планируете к этой дате?
– Конечно, мы примем самое активное участие. Я благодарен, что глава города Геннадий Олегович Панин включил меня в комитет по подготовке к празднованию юбилея. Мы готовимся участвовать в общегородских мероприятиях и также готовим целый комплекс мероприятий на базе татарской национально-культурной автономии. Так, в феврале следующего года планируем отметить 100-летие первой татаро-мусульманской махалли (общины) на территории Павловского Посада, сел Орехово и Зуево и поселения Богородское под духовным покровительством Махмуда Шарафутдинова. На празднование будут приглашены члены правительства Московской области и Республики Татарстан, ученые, общественные и политические деятели.

– В чем, на ваш взгляд, состоит основная проблема на пути возрождения национальной идентичности?
– Главное – не скатиться к конфронтации, противопоставлению своей и других народностей. Только уважая культурные, этнические и религиозные обычаи других людей, можно сохранить мир и спокойствие в многонациональном обществе. К сожалению, мир в последние годы все более неспокоен. Мы видим, как чья-то злая воля пытается разделить народы, которые веками мирно жили по-соседству, вбить между ними клин вражды. Происходит искусственное нагнетание межконфессиональной напряженности. В СМИ создано клише мусульманина как террориста с бородой и автоматом. Это ничего общего не имеет с истинным мусульманским учением. Террористы прикрываются исламом, вводят в заблуждение мусульманской терминологией. Их задача – дискредитировать ислам в глазах всего мира. Поэтому нужно вести постоянную просветительскую деятельность по освещению истинного мусульманского учения, рассказывать о нравственных ценностях и миролюбии ислама. Ведь просвещенный человек может отличить истину от провокации. Мы постоянно проводим такую работу, и в первую очередь наши усилия направлены на молодежь, чтобы экстремисты, прикрываясь исламом, не смогли вербовать молодых людей в свои ряды. Не так давно меня пригласили прочесть лекцию о нашем опыте противодействия экстремизма на историческом факультете МГУ им. Ломоносова. В течение академического часа я рассказывал о деятельности и мероприятиях, которые проводит наша организация. То есть, разговор шел о практической деятельности и ее результатах. В конце выступления модератор лекции отметил, что это именно та информация, которая была необходима и которая сегодня востребована.

– В Орехово-Зуево в последние годы приезжают мигранты из бывших среднеазиатских республик. Ваши усилия находят отклик у них?
– Да, и это приятно понимать. Молодые люди охотно идут на контакт, приходят в мечеть, принимают участие в общественной жизни.

– У вас очень плотный график. Находите время для личных увлечений?
– Свободные минуты действительно выпадают редко. В это время стараюсь слушать Коран – великое духовное учение и кладезь мудрости. Слушать Коран можно бесконечно и каждый раз находить что-то новое. В аятах можно найти ответ на любой вопрос, великое Писание подскажет выход из любой житейской ситуации.

– Завершая беседу, от себя и от имени своих коллег хочу поздравить вас с юбилеем и поблагодарить за многолетнюю работу по сохранению и укреплению мира, взаимопонимания и построению гармоничного гражданского общества.
– Как сказано в Писании: «Кто сотворил хоть на вес пылинки добра, увидит его. И кто сотворил хоть на вес пылинки зла, увидит его». А добро – это прежде всего мир. Земная жизнь человека не слишком долгая, чтобы откладывать благие дела на потом. Мы не должны забывать, наша жизнь – это наш великий капитал. И каждый день нужно проживать в понимании того, что время, которое у нас есть – это великий Божий дар. Жизнь татарской общины Орехово-Зуева подтверждает непреложную истину: проживающие в одном городе люди должны жить в мире и согласии, помогать друг другу, как можно больше знать друг о друге, обмениваться всем ценным и полезным, что накоплено в богатой многовековой истории мирного сосуществования русских, татар и других народов нашей страны.

Фотогалерея: