Просвещение и оптимизм | Региональная татарская национально-культурная автономия Московской области

22 октября 2019 г. в СОШ №2 им. В.Н. Михайлова (ассоциированной школе ЮНЕСКО РФ МБОУ) г. Королев в рамках программы «Что такое хорошо и что такое плохо» Заслуженный деятель науки, доктор философских наук, профессор, член РАН Б.Ф.Усманов совместно с кандидатом педагогических наук, мастером спорта России, директором этой школы О.Ф.Латыповым провели с учащимися 10-х классов просветительский семинар.
Семинар прошел в следующей последовательности:
1.Вводный творческий тренинг «Точка Архимеда для меня -это…»
2.Опыт самовоспитания Великих мыслителей.
3.Размышление над стихотворением польского поэта Юлиана Тувима.
В рамках первого вопроса школьники прослушали строки из стихотворение Ф.И.Тютчева:

…Счастлив в наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом.
Счастлив, кто точку Архимеда
Умел найти в себе самом.
Кто, полный бодрого терпенья,
Расчет с отвагой совмещал,
То сдерживал свои стремленья,
То своевременно дерзал.

Был им задан вопрос: что означает точка Архимеда в вашем понимании?
Из поступивших ответов наиболее интересными были:
а)вера в себя;
б)целееустремленность.
В рамках второго вопроса опыт самовоспитания был раскрыт на примере великого американского мыслителя Бенджамина Франклина. Участники семинара получили соответствующий текст из биографии мыслителя (прилагается-Технология самовоспита-
ния).
В рамках третьего вопроса школьники познакомились со стихотворением Польского поэта-философа Юлиана Тувима, которому поэт не дал название и завещал после своей смерти эти строки выбить на своем могильном камне.

В прямой черте от точки к точке
Убожество людской мечты.
Взгляни, как скрючились росточки,
Лишь хаос в них увидишь ты.
Природа прямизны не знает,
И все начала и концы
Прямой чертой соединяют
Лишь трусы да глупцы.

Участники семинара размышляли над вопросом: «Почему поэт выбрал это стихотворение
в качестве завещания? Варианты ответов на него определились, когда они думали над возможным названием стихотворения:
-Геометрия жизни;
-Гимн компромиссу;
-Ищи согласие;
-Напутствие глупцам.
Дополнительно участникам семинара был предложен для обсуждения лозунг-плакат:

Долой разгильдяйство и расхлябанность!
Вместо «авось»-точный расчет!
Вместо «кое-как»-обдуманный план!
Вместо «как-нибудь»-научный метод!
Вместо «когда-нибудь»-16 декабря в 14 часов!
Через личную высокую организационную культуру-к Высшему Успеху в жизни!

Этот текст вызвал большой интерес, так как содержание его очень актуально для любого человека, а для подрастающего поколения – тем более.
Подводя итоги семинара можно отметить, что он дал школьникам импульс для развития у них положительных качеств, а также импульс формированию Критического взгляда на самого себя и черты своего характера.
Для закрепления же и дальнейшего развития обозначенных на семинаре качеств человека всем участникам будут вручены в качестве подарков брошюры «Великие мыслители школьникам: что такое хорошо и что такое плохо», которые находятся в процессе издания.
Примечание: настоящий семинар был организован в рамках проекта РТНКА МО «Просвещение и оптимизм-залог успешного развития личности» (автор-профессор Б.Ф.Усманов), на который был выделен Грант ГУСК МО.
Пресс-центр РТНКА МО

Материал:
Технология воспитания