Орехово-Зуево | Региональная татарская национально-культурная автономия Московской области

ЖИТЬ,  ТВОРИТЬ,  ДРУЖИТЬ

(об ореховских татарах)

На востоке Московской области, в 90 км от столицы на реке Клязьме расположен город Орехово-Зуево. На рубеже XIX – XX веков здесь находились фабрики Морозовых – текстильных королей России. И тогда же сюда стали приезжать татары, которые со временем образовали свою общину. Ныне об «ореховских татарах» хорошо известно не только в Подмосковье и

 Москве, но и в других регионах. Им и посвящён наш рассказ.

Из прошлого

            История появления татар в Московском регионе уходит в глубокую древность. Оставляя в стороне золотоордынский период, напомним лишь о том, что на рубеже 1237-1238 гг. здесь появились войска Бату, предводителя Улуса Джучи. После захвата Москвы они повернули на восток в сторону Владимира и прошли по льду Клязьмы мимо известного с 1209 года селения Зуева. А с середины XVII века в этих краях, окружённых непроходимыми болотами, стали селиться староверы (старообрядцы), спасавшиеся от преследования властей. Именно из этой среды вышли Морозовы, впоследствии купцы и успешные предприниматели. Любопытно, что Тимофей Саввич, младший сын основателя морозовского дела, был женат на Марии Фёдоровне, дочери богатого московского купца Фёдора Семёновича Симонова, происходившего из крещёных казанских татар. В этом легко можно убедиться, взглянув на фотографию Саввы Тимофеевича Морозова, самого известного представителя этой династии, у которого были ярко выраженные татарские черты лица.

            У нас нет точных сведений о появлении татар на территориях владений  Морозовых, но известно, что в январские дни 1885 года, когда произошла знаменитая Морозовская стачка, они здесь жили и рабртали. Татары на лошадях возили топливо с торфяных разработок для текстильных фабрик, были заняты также на других работах. Некоторые из них занимались мелкой торговлей. Однако  речи не могло идти о найме их на работу на фабриках, поскольку староверы Морозовы поначалу не особо жаловали «иноверцев». А вот в соседнем Дулёве «король русского фарфора» М.С. Кузнецов, тоже старовер, брал на работу и татар, которые даже создали здесь свою футбольную команду.

Между тем продолжало расти число татар, иначе «магометан», в сёлах Орехово и Зуево, которые летом 1917 года слились в город Орехово-Зуево. Ещё в начале прошлого века их число едва превышало сотню человек, в основном  молодых мужчин, приезжавших сюда в поисках работы. В условиях пореформенной России люди активней стали перемещаться по стране,  развивалась экономика, ярким примером чего служила деятельность Морозовых, Кузнецовых и Зиминых, ещё одной династии мануфактурщиков из Зуева и соседней Дрезны. Накануне Первой мировой войны в Орехове и соседних селениях насчитывалось 257 «магометан».

Как создавалась община

После революции и Гражданской войны в Орехово-Зуево из деревень потянулись родственники и знакомые тех татар, которые осели здесь раньше. Преимущественно это были выходцы из юго-восточной части нынешней Нижегородской области, в частности, из того района, который прежде входил в состав Курмышского уезда бывшей Симбирской губернии. Преобладали уроженцы таких сёл, как Красный Остров, Cафаджай (Красная Горка), Петряксы, Большой и Малый Рыбушкин. Были среди них и отдельные выходцы из некоторых других регионов со значительным татарским населением – из Татарстана, Ульяновской, Куйбышевской (Самарской) и Пензенской областей. Однородность ореховской татарской общины способствовало её тесному сплочению. Эти люди говорили на мишарском (сергачском) диалекте татарского языка, и у них были общие обычаи и традиции.

Массовое переселение нижегородских татар в Орехово-Зуево относится уже к 30-м годам, когда стали резко ухудшаться условия жизни на селе. Началась насильственная коллективизация, сопровождаемая раскулачиванием, и была развёрнута антирелигиозная кампания. В то же время само государство нуждалось в притоке рабочей силы в города, где началось большое промышленное строительство. С этой целью из центра в сёла приезжали вербовщики для привлечения людей на крупные стройки. Рабочие руки требовались как в самой Москве, так и в разных городах и посёлках Московской области. Часть татарской молодёжи покидала родные места, не устояв перед соблазном городской жизни. Однако городская жизнь понравилась далеко не всем.

Как рассказывали наши отцы и деды, в большом городе они скучали по земле, по родным деревенским просторам, по сельским работам. И потому часть татар из Нижегородчины обосновалась в Орехово-Зуеве, где у некоторых из них жили родственники и знакомые односельчане. Приехавшие семьи селились в основном в зелёной, ещё мало обжитой части города  – на Новой Стройке. Здесь образовалась своего рода татаро-мусульманская махалля.

Новосёлы сажали сады и огороды, заводили скот и птицу. Они работали на производстве и на транспорте, в строительстве и торговле. Мой отец после переезда из села Красный Остров в Москву год устроился вначале на строительстве метро, но затем перебрался в Орехово-Зуево, где ещё раньше обосновались его родственники. Здесь он поступил работать на железную дорогу и женился на своей нижегородской землячке, которая была швеёй. Молодым дали двухкомнатную квартиру в полуподвальном помещении двухэтажного деревянного дома. Потом, уже после смерти моей мамы, отец приобрёл участок с домом на Новой Стройке, где мы посадили сад, завели живность, поставили баню.

Примерно так же складывались судьбы многих других приехавших нижегородцев, и некоторые из них сразу же селились на Новой Стройке. Здесь дома татар соседствовали с домами русских, и соседи всегда помогали друг другу, вместе отмечали праздники, были рядом  в горе и радости, что не мешало им соблюдать свои национальные традиции.

Так постепенно складывалась татарская община в Орехово-Зуеве. О её многочисленности в то время говорит хотя бы то, что туда из Москвы с гастролями приезжал известный татарский театр под руководством Газиза Айдарского, супруга которого, Сара Садыкова, была композитором и одной из лучших оперных певиц. Люди тянулись к своей культуре, стремились сохранять  родной язык и обычаи предков, в основе которых лежала мусульманская вера. Но тогда у ореховских мусульман не было ни мечети, ни  имама.

Старейшина татарской общины Исмаил Сабиров (1909-2001) вспоминал, что вначале молились, в зависимости от погоды, в самых разных местах, даже под открытым небом, а на главные мусульманские праздники снимали какое-нибудь помещение в городе. Позже их стали проводить на территории выделенной в 30-е годы мусульманской части центрального городского кладбища. Ещё до войны в Орехово-Зуево приехал человек, которого вскоре стали единодушно называть муллой. Это был Шакирджан Рахматуллин, весьма начитанный, искренний и доброжелательный человек, пользовавшийся большим уважением единоверцев. В общине он был известен как Казан-бабай, что говорило о его казанском происхождении. Но выходцев из Татарстана в городе было сравнительно немного, и основную часть общины по-прежнему составляли те, кто приехал сюда из Нижегородчины.

Названия нижегородских сёл наиболее часто встречаются в личных делах ореховских татар – участников Великой Отечественной войны. Так, в Книге памяти погибших ореховозуевцев значится около 200 фамилий мусульманского происхождения, и в основном это татары. Ежегодно в майские дни в Ореховской соборной мечети чествуют тех ветеранов-татар, которые прошли дорогами войны до Берлина, внеся свой вклад в нашу общую Победу, но их остаётся всё меньше.

Те, кто в военные годы остались в городе, помогали фронту, работая на оборонных предприятиях или на транспорте. Через Ореховский железнодорожный узел из тыла в Москву следовали эшелоны с войсками, техникой и всем необходимым для фронта. На разных предприятиях трудились и татарские женщины. В частности, многие из них  работали ткачихами на Ореховском хлопчатобумажном комбинате (ХБК).

Новая волна

В послевоенные годы ореховская татарская община продолжала расти. Часть жителей вернулась с фронта вместе с боевыми товарищами, которые тоже обосновались здесь. Но ещё больше людей приехало из пострадавших в военные годы сёл, и многие из них перебирались к своим родственникам и землякам. Поскольку в то время были некоторые ограничения в прописке на территории Московской области, вновь прибывавшие прописывались, к примеру, в соседнем Усаде или Покрове Владимирской области. Но они работали и практически жили в Орехове. Молодые татарки чаще всего поступали работать на ХБК. В ту пору татарские свадьбы игрались шумно и весело, и все улицы Новой Стройки оглашались песнями под гармонь. Ставились новые дома и бани, расширялись огороды и сады. Лошади, коровы, овцы, козы, птица – всё это имелось в хозяйствах ореховских татар. Росли семьи, и молодые стали постепенно перебираться в другие районы города – в Зуево и Крутое, на Парковую и «Карболит» (по названию одноимённого предприятия по производству пластмасс).

Росла мусульманская община. В первые послевоенные десятилетия сюда начали приезжать образованные муллы. Прежде они, как и другие священнослужители,  подвергались преследованиям, а вернувшиеся из ссылки не имели права на жительство в крупных городах. В Орехово приезжали те, у кого здесь были родственники или знакомые. Эти муллы многое сделали для духовной жизни местных мусульман, и они заслуживают того, чтобы вспомнить их поимённо. Это Якуб-хазрат, бывший ранее муллой при Ленинградской Соборной мечети и отбывший пять лет ссылки. Это Мустафа-хазрат, тоже из Ленинграда, происходивший из потомственной семьи мулл нижегородской деревни Татарское Маклаково. Это Хамид-хазрат из нижегородской Уразовки, преподававший ранее в Казани. Позже их сменили Абубакр Фатехов родом из Рыбушкина, Абдулкадир Абдуллин из села Петряксы, Салих Мягдеев (Садеков), из Маклаково. А Абдулкадир Саккаров, тоже из Маклаково, участник войны, возглавлял ореховскую мусульманскую общину до середины 2001 года и многое для неё сделал.

Актив татарской общины в течение многих лет составляли и многое сделали для поддержания её устоев Зияэтдин Ахундов, Якуб Ибрагимов, Азиз Аюпов, Мирза Измайлов, Джалалетдин Мухамеджанов, Гаяз Хоббиходжин, Бадрутдин Фаттахетдинов, Самиулла Фехретдинов, Халилулла Сабиров, Анвар Баутдинов и другие, приехавшие в Орехово-Зуево ещё в 30-е годы.

В конце 50-х годов руководители ореховской общины обратились в Москву за разрешением на строительство мечети, но ответа не последовало. Верующие молились в разных домах, поскольку они опасались милиции. Но в конце концов им удалось устроить молитвенное помещение в одном из приобретённых ими домов в районе Казанки, где богослужения проходили практически до конца 2000 года.

Нельзя не вспомнить, сейчас уже не без юмора, об одной хрущёвской затее. Появился запрет держать в городе в личном хозяйстве скот и птицу. Что оставалось делать тем, у кого была  живность? Родители стали поручать детям следить за тем, чтобы даже курица случайно не выпорхнула со двора за калитку. Ведь её мог заметить  участковый и выписать штраф. Труднее было тем, у кого в хозяйстве были лошади, коровы и мелкий скот. Дело доходило до того, что после наступления темноты животных переводили со двора на двор, чтобы во время «облавы» сарай был пуст.

Тем временем подрастало новое поколение ореховских татар. Для них Орехово-Зуево стало уже родным городом, где они работали, получали образование, нередко высшее. В годы войны, например, многие молодые люди учились в ремесленных училищах, тем более что там кормили и выдавали форму с буквами РУ на бляхе ремня – предмет зависти многих ребят. Потом молодёжь потянулась в техникумы, и кое-кто поступал в вузы. А некоторые из наших выпускников стали руководителями в системе образования, на производстве, в строительстве и торговле. Так, Амир Юсупов стал генеральным директором ЗАО «Ткани Оретекс», Надия Юсупова – ректором Орехово-Зуевского пединститута, Зульфия Юсипова и Саяр Бедретдинов – директорами городских средних школ. К тому же Бедретдинов, заслуженный учитель РФ, не раз избирался депутатом городского совета. Член Союза художников России Лутфи Ибрагимов продолжил дело своего отца, художника Хамзы Ибрагимова, ленинградского блокадника. 44 года проработал на «Карболите» Хайдар Алимов, окончивший Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. В отделении микрохирургии глаза городской больницы успешно трудится хирург Фарид Сафин. Появились среди татар и предприниматели, и один из них, Рифат Арифуллин, избран депутатом городского совета.

Духовный центр

 Татарская молодёжь, благодаря влиянию старших, стремилась сохранять привязанность к своей культуре и языку, традициям и обычаям предков, их мусульманской вере. В 1997 году юридически была оформлена Община мусульман города Орехово-Зуево и района. А когда появилась реальная возможность, активисты общины возглавили строительство Ореховской мечети, о чём мечтали их отцы и деды. В пятницу 7 августа 1998 года прошла церемония закладки первого камня, в которой принял участие председатель Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР) муфтий Равиль Гайнутдин. Различные трудности не смогли остановить строительство,  которое поддерживала местная мусульманская община. Постоянным было содействие со стороны ДУМЕР, а также помощь спонсоров. Самое активное участие принимали Абдулкадир Саккаров, Халид Биктимиров, Ильдар Измайлов, Тахир Сабиров, Анвер Мухамеджанов и другие.

Проект будущей мечети разработали ореховские архитекторы Дмитрий Ковалёв и Михаил Саратовский, взяв за образец здание знаменитой Казанской мечети Марджани. Похоже, они сумели уловить дух этого исторического памятника, являющегося одним из архитектурных шедевров XVIII века. Но  Орехово-Зуевская Соборная мечеть отличается от белокаменного храма в Казани тем, что построена из кирпича.

Сооружение мечети было поручено строительной организации «Ореховострой», которую возглавлял заслуженный строитель РФ Кафиль Набиуллин. Директор московской компании «Татросинвест» Айрат Ахтямов контролировал ход и сроки строительных работ, а городская администрация оказывала постоянную поддержку.

12 декабря 1999 года состоялась церемония поднятия полумесяца на минарет мечети. Потом были проведены отопление и электричество, а бригада татарских специалистов из Пензы во главе с Наилем Ашировым выполнила отделочные работы. И ровно через год, в священный для мусульман месяц Рамадан, здесь прошли первые богослужения.

Орехово-Зуевская мечеть, вмещающая во время намаза до 800 верующих, стала первым мусульманским храмом, построенным в Московской области. Торжественная церемония её официального открытия прошла несколько позже, 24 июня 2001 года. В ней приняли участие большая делегация ДУМЕР во главе с муфтием Равилем Гайнутдином, представители администрации Президента РФ, областной Думы, администраций города и района. Эти торжества проходили одновременно с народным праздником Сабантуй.

За время, прошедшее с момента открытия, Орехово-Зуевская Соборная мечеть превратилась в центр духовной жизни мусульманской общины города и района. Здесь на традиционный намаз собираются люди разных поколений. Предстоит на намазе имам Дамир Булатов, выпускник Московского Высшего духовного исламского колледжа.

 Если раньше в составе общины были практически одни татары и несколько башкирских семей, то теперь надо уже говорить о её  многонациональном характере. Особенно это заметно в пятничные и праздничные дни, когда в мечеть приходят, помимо татар, ингуши и чеченцы, карачаевцы и азербайджанцы, узбеки и таджики. Многие из них работают здесь, воспитывают детей и оказывают посильную помощь мечети, которая полностью содержится за счёт добровольных пожертвований.

Важное место в жизни ореховской общины занимает духовное просвещение. С конца 1995 года здесь начала работать воскресная школа, а с открытием мечети было создано несколько групп, и на занятиях можно видеть детей и их родителей, бабушек и дедушек. Преподаются основы ислама и Священного Корана, ритуальная практика и мусульманский этикет, татарский и арабский языки, история и культура татарского народа. Занятия ведут, помимо Дамир-хазрата, руководитель воскресной школы уроженец Таджикистана Мансур Махмудходжаев, молодой имам Равиль Сабиров, уроженец Орехово-Зуева, закончивший Московский Высший духовный исламский колледж, а также Абдулхамид Якубов. Татарский язык преподают студентки Московского педагогического государственного университета, в котором открыто отделение татарского языка. С лекциями в Орехово-Зуевскую мечеть из Москвы приезжают татарские историки и этнографы.

Несколько лет назад при мечети была открыта летняя школа для детей, которая работает в течение двух месяцев. Тут они не только учатся, но и занимаются  спортом, совершают экскурсии. Так, ребята побывали в Москве, Казани и Касимове. Но проблема знания детьми родного языка остаётся одной из актуальнейших, поскольку не все они посещают воскресную школу при мечети, а дома родители не всегда хорошо владеют татарским языком.

Мечеть была и остаётся центром притяжения для ореховских татар и мусульман в целом. Люди приходят сюда не только молиться, но и за советом, за помощью при совершении того или иного обряда. Здесь помогают больным, одиноким, устраивают праздники для ветеранов.

Национально-культурная автономия

Кто-то может удивиться, что о местной татарской национально-культурной автономии (МТ НКА) мы говорим в конце нашего рассказа, но в этом нет ничего необычного, поскольку она родилась сравнительно недавно, и к тому же в татарской общине Орехово-Зуева ведущую роль издавна играла религия. НКА была создана здесь только в 2000 году, а организационно она входит в состав региональной НКА Московской области, которую возглавляет Шамиль Мухтасаров. Руководителем Орехово-Зуевской НКА является Ильдар Измайлов, председатель мусульманской общины.

            Первым крупным мероприятием, организованным МТ НКА в Орехово-Зуеве, стал Сабантуй, прошедший 24 июня 2001 года, в день открытия Соборной мечети. Это был первый праздник, проведённый в Московской области за весь послевоенный период. В городе он вызвал такой большой интерес, что на следующий год здесь снова прошёл Сабантуй. А в 2011 году, в честь 10-летия открытия в Орехово-Зуеве Соборной мечети, в городе провели  уже третий подмосковный Сабантуй. Программа этого последнего праздника растянулась на целых три месяца. Она включала в себя проведение конференции, посвящённой творчеству Габдуллы Тукая и Мусы Джалиля, выставки работ татарского художника Ильдара Мустафина, конкурса на лучшее школьное сочинение, детского Сабантуя при областном Доме детей-инвалидов и многое другое. Из Татарстана была приглашена большая делегация из Апастовского района – родины замечательных певцов Сары Садыковой и Фахри Насретдинова. Причём апастовцы не только приняли самое активное участие в торжествах, но и заключили договор о деловом и культурном сотрудничестве с руководством Орехово-Зуева.

Примечательно, что Сабантуй в Орехово-Зуеве сразу же приобрёл общегородской статус. Это касалось не только многочисленных зрителей, заполнявших каждый раз центральный городской парк культуры, но и участников концертов. Помимо творческих коллективов из самого Орехово-Зуева, здесь выступали татарские артисты из Москвы, Татарстана и подмосковных городов. С песенными концертами в городе побывали заслуженная артистка России Наиля Фатехова и заслуженная артистка Татарстана Роза Хабибуллина, выступали Татарский театр имени Тинчурина из Казани и Московский театр «Дуслык».

Во время борцовского турнира, проведённого в городе в рамках первого праздника Сабантуй, заслуженный тренер России из Орехово-Зуева Николай Карпенко призвал молодёжь активней заниматься татаро-башкирской борьбой куряш, которая известна теперь как борьба на поясах. И тогда же при городском спортивном обществе «Знамя труда» начала работать секция этой борьбы под руководством Карпенко. В ней занимаются юноши и девушки разных национальностей, но пока больше преуспели девушки. Например, на чемпионате мира по борьбе на поясах 2004 года в Стамбуле Светлана Михайлина и Юлия Ильичёва стали соответственно серебряным и бронзовым призёрами, и вместе с тренером их чествовали в одном из залов Ореховской мечети. Позже звание чемпионки мира в этом виде завоевала Анна Шамова, и таким образом Орехово-Зуево теперь является уникальным городом, чьи представительницы по борьбе на поясах имеют чемпионские медали всех достоинств.

Кроме того, был создан татарский молодёжный клуб, который возглавляет Равиль Сабиров, руководитель областной организации молодёжи «Якты юл». Члены клуба проводят вечера татарской культуры, организуют путешествия, участвуют в футбольных турнирах.

Вскоре стало ясно, что уже не хватает места для торжественных мероприятий, меджлисов, собраний общины, встреч молодёжи, проведения никахов, не говоря уже о том, что сама мечеть не вмещает всех верующих в дни больших мусульманских праздников. И тогда стали поступать предложения организовать  производство и продажу изделий татарской национальной кухни, халяльной продукции, сделать возможным приобретение татарской литературы и предметов ритуальных услуг. Так созрела идея создать на территории при мечети Татарский культурный центр, строительство которого началось летом ?2008 года и завершилось в 2012 году, когда и прошло его торжественное открытие. Это просторное двухэтажное здание находится рядом с мечетью, а его двери открыты для всех желающих, независимо от этнической или религиозной принадлежности. По инициативе и силами татарской общины рядом с территорией мечети и культурного центра намечается разбить парк, который будет открыт для всех жителей этого района.

 В течение последних лет установились дружеские связи между руководством мусульманской и православной общин Орехово-Зуева, а с недавнего времени к ним присоединилось руководство старообрядческой общины. Теперь уже никто не удивляется, когда в мечети на праздниках встречаются вместе мулла и священники православной и староверческой церквей.

Особенно торжественно здесь отмечают праздник Победы, на который приглашают всех ветеранов войны и труда города, независимо от их национальности. И во время таких встреч от ветеранов можно услышать немало добрых слов об их татарских боевых друзьях, с которыми они сражались на фронтах Великой Отечественной войны.

История и жизнь татарской общины Орехово-Зуева говорит о том, что проживающие в одном городе люди должны как можно больше знать друг о друге, оказывать взаимную помощь, обмениваться всем ценным и полезным, что накоплено в богатой многовековой истории мирного сосуществования русских, татар и других народов нашей страны.                                                                                                                                           Гамэр Баутдинов