Щелково | Региональная татарская национально-культурная автономия Московской области
Ислам в подмосковном городе Щелково проповедуют с 20-х годов минувшего века. Тогда для строительства и добычи доломитов сюда нанимали татар из Казани и других городов. Они обустраивались, работали на доломитовых карьерах, создавали семьи. Так здесь появилась мощная татарская община. И все бы хорошо: стабильная работа, дом. Только вот молиться мусульманам в подмосковном городе было попросту негде.
Верующие люди собирались дома друг у друга, а по большим мусульманским праздникам ездили в московскую мечеть. Поэтому местные татары стали думать о строительстве собственного прихода. Вместе они собирали пожертвования на постройку мечети, им помогали родственники из Татарстана. Оттуда же приехали строители, архитектор-татарин бесплатно выполнил проект новой мечети. Значительную часть необходимых средств предоставил бывший житель Щелкова. По традиции, тот, кто пожертвовал больше других, может дать мечети имя. Теперь у входа в мечеть висит памятная доска, где на татарском языке написано, что Альберт, внесший наибольший вклад, назвал мечеть в честь своего отца Равиля.
Седьмого марта 2001 года мечеть приняла своих первых прихожан, на открытие приехал муфтий Равиль Гайнутдинов. Конечно, для всех щелковских мусульман это было огромной радостью.
В общем, совместными усилиями создали место, где каждый прихожанин может получить духовное очищение. Правда, на полуденный намаз (мусульманская молитва) верующих приходит немного — 10-15 человек. Зато на самую важную, пятничную молитву, и в праздничные дни здесь собирается до сотни прихожан. Тогда не только татары, но и узбеки, и дагестанцы, и даже несколько русских, принявших ислам, вместе молятся в мечети.
Татарин Ильдус Багаутдинов уже давно живет в Щелкове. Говорит, что раньше на молитвы в московскую мечеть выбирался очень редко. Теперь он и его семья — постоянные прихожане мечети. Он даже подрабатывает здесь, следит за чистотой и порядком на территории прихода.
Три года приход мирно существует в православном, по большей части, городе. Как говорит имам мечети Ринат Хазрат, все неприятности и конфликты обходят их храм стороной. За такое спокойствие он благодарит главу администрации района Леонида Твердохлебова, который всегда готов оказать помощь и поддержку мечети.
Город Щелково известен не только как центр одного из наиболее развитых промышленных районов Подмосковья, но и как место компактного проживания мусульман, основную массу которых составляют татары. Их первые поселения появились на Клязьме в 20-х годах минувшего века, тогда же, когда деревни Щелково, Мещанская слобода, Соболево и село Хомутово получили статус города. Как раз в то время местная промышленность начала стремительно развиваться. Особенно много рабочей силы требовалось на добыче доломитов для нужд металлургического производства. Транспортное сообщение налажено не было, сырье вручную грузили на подводы и отправляли на железнодорожную станцию. Сюда, на доломитовые карьеры, и съезжались татары из Казани и Горького. Сегодня в Щелковском районе их потомков, только по официальным данным, проживают около двадцати тысяч.
О получении татарской общиной официального статуса никто не думал вплоть до перестройки. Жизнь щелковских татар практически ничем не отличалась от жизни других горожан, и повода считать себя какой-то обособленной группой не было. Но вскоре на местном мусульманском кладбище закончилась земля, и община обратилась за помощью в городскую администрацию. Вот тут-то и возникли сложности. Раз нет регистрации, значит, нет никакой общины, а есть группа частных лиц. Кто же станет выделять территорию частным лицам? К слову, почти тогда же закончилась земля и на православном кладбище, поэтому пороги одних и тех же кабинетов мусульмане и православные обивали вместе.
В сентябре 1996 года религиозная община мусульман города Щелково и Щелковского района была официально зарегистрирована, ее возглавил имам Ринат Сайфутдинов. Сам он родился в Татарстане, а в 1968 году перебрался в Москву. Духовное образование получил в Университете исламской культуры, а до этого, окончив военную академию, служил летчиком.
Никто не знает, сколько бы продолжалось хождение по инстанциям, если бы не глава администрации района Леонид Твердохлебов. Благодаря Твердохлебову появилась возможность получить землю не только под кладбище, но и под строительство мечети, о которой поначалу речи не шло. Хотя собираться по праздникам у кого-нибудь дома мусульманам не запрещалось даже в советское время, ни ежедневных, ни пятничных молитв в Щелково не проводилось. Все верующие ездили в Москву, в мечеть на проспекте Мира. Путь это неблизкий: автобус, электричка, метро. Особенно тяжело приходилось пожилым людям, которым эти две-три пересадки (пусть даже раз в неделю) давались с огромным трудом.
Отдельные голоса против предоставления мусульманам городской земли все же звучали. Но когда стало известно, где именно будет стоять мечеть, недовольных почти не осталось. Щелковцы были счастливы, что из центра города уберут наконец огромную, высотой в три этажа свалку. В пятидесятых годах на этом месте стояло несколько коттеджей, в которых жили рабочие. Потом дома сломали, а территорию по-советски «благоустроили». Ее расчисткой и занялась мусульманская община. Для вывоза копившегося годами мусора потребовалось сто девяносто две двенадцатитонные машины.
С проектированием тоже возникли проблемы. Сначала решено было обратиться к московским архитекторам, но те заломили нереальную для общины цену — 4,5 тыс. долл. Пришлось ехать в Татарстан за типовым проектом.
Все строительство от начала до конца велось только на частные пожертвования. Община не обращалась за помощью ни в Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР), ни в другие российские организации. Не было финансовых поступлений и с Востока. Конечно, построить мечеть только на деньги, собранные щелковскими мусульманами, — задача невыполнимая. Строительство грозило растянуться на много лет. Но тут помог один из бывших жителей Щелкова, сотрудник нефтяной компании, который предоставил восемьдесят процентов необходимых средств. По традиции тот, кто пожертвовал на строительство мечети больше других, может дать ей имя. И благотворитель попросил назвать ее именем своего покойного отца. Сегодня у входа в мечеть висит памятная доска, где на татарском языке написано, что Альберт, внесший наибольший вклад, назвал мечеть в честь своего отца Равиля.
Вместе со своим другом — православным Альберт уже принимал участие в строительстве нескольких московских церквей. Теперь настала очередь мечети.
Свой вклад внес и президент региональной татарской национально-культурной автономии Московской области Ильшат Сафаргалиев, который помог с доставкой бетонных блоков. Строительство удалось закончить менее чем за два года. Щелковская соборная мечеть открылась 7 марта 2001 г., став первой действующей мечетью в Московской области. И это несмотря на то, что в Орехово-Зуево строиться начали на год раньше.
Ковры на полу молитвенного зала — подарок от соборной мечети на проспекте Мира. «За три-четыре месяца до открытия, — рассказывает имам, — мы пригласили к нам главу ДУМЕР муфтия Равиля Гайнутдина. Он был потрясен тем, как мы, не прибегая ни к чьей помощи, в такие короткие сроки смогли все сделать. Когда он спросил, нужно ли нам что-нибудь, мы сначала даже не знали, что ответить. А потом взгляд упал на пол, и мы сказали, что нужны ковры».
Вместе с фотографом мы приехали в Щелково вскоре после трагических событий на Дубровке. «Вы взрывать или снимать?» — спросила нас одна из прихожанок, пока перед входом на территорию мечети Матвей доставал аппаратуру из огромного кофра. Она же рассказала потом, что все эти дни община молилась о заложниках. На вопрос, не было ли проявлений враждебности в адрес щелковских мусульман, Ринат Сайфутдинов ответил, что ничего подобного ни во время строительства, ни после захвата театрального центра не было. «С русскими у нас прекрасные отношения. Везде бы так было».
Обычно на пятничную молитву в мечети собираются до 90 прихожан, хотя само двухэтажное здание мечети рассчитано на 400 человек.